Главная » 2013 » Январь » 23 » Преимущества и недостатки нового Закона Украины «О занятости населения»
11:49
Преимущества и недостатки нового Закона Украины «О занятости населения»
 С 1 января  2013 года вступил в силу  новый Закон Украины «О занятости населения» №5067-VI, принятый Верховной Радой Украины 5 июля 2012 года. 
О нововведениях  рассказывает юрист Сумского ГК КПУ 
 М.А. Панченко:
     - Ныне действующая редакция Закона, в поставленных целях, практически во всем дублирует нормы уже утратившего силу Закона «О занятости населения» от 1991 года. Но в тоже время, новый закон содержит ряд изменений, которые носят положительный характер, как для работодателей, так и для работников, несмотря на некоторые нормы, носящие декларативный характер.
  С целью стимулирования занятости населения законодатель вводит следующие нормы. 
     Закон предполагает льготы для работодателей по уплате единого социального взноса. Работодатель, который в течение года создавал новые рабочие места и платил зарплату не менее трех минимальных зарплат в месяц (с 1 января 2013 года эта сумма составляет 3441 гривна) за каждого принятого на работу, имеет право на своеобразную скидку в течение следующего года в размере 50% от суммы начисленного единого взноса за это лицо. 
 Работодателям, которые будут принимать на работу «неконкурентных» сотрудников будет предоставляться 100% компенсация по уплате единого социального взноса. Согласно Закона к таким сотрудникам относятся следующие категории работников: молодежь при первом трудоустройстве, работники, которым до пенсии осталось меньше 10 лет, сироты, инвалиды, родители с детьми до 6 лет и детьми-инвалидами, лица, отбывавшие наказание. 
     На первый взгляд, кажется, что нововведения вполне справедливые, но возникает вопрос, где государству взять столько денег, чтобы действенно реализовать нормы данного Закона? Вопрос риторический – конечно же, из кармана налогоплательщиков. К тому же, возвращаясь к положениям по трудоустройству так называемых «неконкурентных» работников, которых работодатель должен обязательно трудоустроить (раньше такая норма применялась исключительно для инвалидов), теперь могут получать на законном основании зарплату и при этом не работать.
  Новый Закон «О занятости населения» позволяет решить проблему молодых специалистов, а именно, отсутствие опыта работы.
     Студенты ВУЗов или ученики ПТУ, которые получили степень «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист» и продолжают учиться на следующем образовательно-квалификационном уровне, имеют право проходить стажировку по профессии на предприятиях. С такими студентами должен быть заключен договор о стажировке на срок не более 6 месяцев. Запись о прохождении стажировки работодатель вносит в трудовую книжку, даже если рабочее время не оплачивалось. Следует отметить, что студент может работать неполный рабочий день в свободное от учебы время. Работодатель должен будет вносить запись о прохождении стажировки в трудовую книжку, даже если рабочее время не оплачивалось.
     В данном случае есть как положительные моменты, так и отрицательные. С одной стороны работающий студент имеет запись в трудовой книжке и получает определенные навыки в работе, с другой стороны плата за стажировку есть необязательная, вследствие этого работодатель имеет узаконенную бесплатную рабочую силу. И не будет никаких гарантий что, проработав полгода на предприятии, молодой специалист все же получит долгожданную работу. По завершению стажировки ему могут просто отказать.
     Также, Закон предусматривает запрет любых форм дискриминации при приеме на работу или составления вакансий.
       Установлен запрет в объявлениях о вакансиях указывать ограничения по возрасту кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам (за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола), а также требовать от лиц, которые трудоустраиваются, предоставления сведений о личной жизни. В то же время при размещении вакансии запрещена любая дискриминация относительно возраста, пола, места жительства, языка, расы, цвета кожи, политических и религиозных убеждений, членства в профсоюзах и других объединениях, материального положения.
      Данная норма имеет декларативный характер, поскольку на практике вряд ли получит действенную реализацию. Такое нововведение не защитит соискателей, которых все равно в случае отсутствия у них соответствующих знаний и навыков в специальности отсеют на стадии собеседования.
     Несмотря на ряд различных недостатков нового Закона, положительных моментов все же больше. 
     Так, Закон позволяет устанавливать статус безработного лицу, которое не работает, с первого дня обращения в Государственную службу занятости (а не с 8-го, как сегодня). Изменены некоторые размеры пособия по безработице. Также, лица, в возрасте от 45 лет (страховой стаж более 15 лет) будут иметь право на одноразовое получение „ваучера” на профессиональное обучение. Молодым работникам, которые согласились работать в сельской местности, будут предоставляться «стартовые выплаты». Предусматривается профессиональное обучение безработных, которое будет осуществляться на заказ работодателя под конкретное рабочее место или для самозанятости лица.
     Рассмотрев положения ЗУ «О занятости населения» нельзя с точностью сказать, что его нормы кардинально изменят ситуацию с занятостью населения в стране. Мы можем только надеяться на действенный механизм реализации его норм, особенно это касается льгот на единый социальный взнос и выплат компенсаций, иначе, вместо тысяч новых рабочих мест получим множество судебных разбирательств.
     
Просмотров: 361 | Добавил: kpu-ahtyrka | Теги: О занятости, населения, закон